У нас в городе не у каждого была возможность купить и почитать Rap-пресс, в котором было интервью с вами. Поэтому, не ориентируясь на то интервью, расскажи вкратце о себе, когда познакомились, почему решили читать вместе…

Проп: Значит так. Встретились мы в Бирюлёво, это наш родной райончик, 97 год. Нет, мы познакомились чуть раньше. Я тогда участвовал в команде Spiders G, было дело, писались на Pavian Records…

Да, у вас был Underground Clan.

Проп: Да, да. И потом недели 2 с ним [Стахеем] спорили, кто будет первый звонить на студию, боялись так. Позвонили, договорились с Ч-Рэпом, помните, наверное, кто это такой? Приехали… Работали по ночам, потому что дневное время занимали такие группы, как Руки Вверх, Балаган Лимитед и т.д. Само собой, за дневное время денег больше надо было платить. Записали 2 трэка, как раз познакомились с Ю.Г.-ами, тогда они ещё были Стальной Бритвой и T.N.A. Squad, потом писались на этой студии, а через Ю.Г.-ов вышли на другую студию. Первое выступление у нас было на Микро'98 (Московский фестиваль). Мы там ничего не взяли, мы просто напились, сильно причем. Потом познакомились с человеком, которого зовут Крыж [главный редактор московского журнала Rap-пресс]. Потом организовалась такая тема, как Семья Ю.Г.а, которая просуществовала не очень долго, в 99 вышел альбом, он так и назывался "Альбом".

Стахей: Стахей Сергей Юрьевич, лидер группы, вся хуйня… Шло время, вещи записывались, пошли выступления. Много было выступлений в Москве, 98,99,00, Streetball, Таганка, посвящение Грюндигу, много было выступлений. Знакомились с На Грани из Щелоково, много знакомых, много совместных вещей. Люди все хорошие. Работали вместе, в одном направлении. Вот так постепенно накопился материал на альбом, даже с лихвой было. Альбом собрал в себя не всё, что мы записали, а можно сказать лучшие, хитовые песни.

То есть это были песни, которые вы писали за всё время существования группы?

Стахей: Нет. Всё существование группы, там было раза в полтора больше песен, какие-то стирались, какие-то были пробные варианты, какие-то featuring'и, но они стирались и, в общем, их нет сейчас. Они где-то на бумаге остались, но в альбом не вошли. В альбом вошли 12 трэков, skit'ы и всё такое, на наш взгляд наиболее удачное. И поэтому, сколько я разговаривал, все говорят, что альбом не то, что охуенный, но тянет.

Что на ваш взгляд изменил в Российском рэпе и в Московском в частности ваш альбом, как повлиял на расстановку сил в этой музыке?

Стахей: Каждая вещь как-то что-то меняет. А вот как? Хуй его знает. Могу сказать совершенно однозначно, именно для нас, для меня, для Пропыча, для тех, с кем мы общаемся, изменилось только то, что… Рэперы без альбома котируются меньше. Альбом, по отзывам, которые я слышал, в интернете общался, вышел неплохой, он изменил… Я не знаю, как он смог повлиять в глобальных масштабах всю обстановку в Российской рэп-культуре, в мире он вообще вряд ли повлиял на что-то. Но признание какое-то приходит. Есть, допустим 5 лет стажа, работы, накопления связей… Все это сказывается. Есть фестивали охуенные в разных городах: Смоленск, Чебоксары, Москва, Проп в Питере был… Очень приятно, когда по работе уезжаешь в другой город, редко, но метко узнают на улице, наливают…Очень приятно. Собственно говоря, альбом - первый. Пробный, он первый. И на этом мы не остановимся и будем работать дальше.

А не стали вы ездить по городам чаще после его выхода?

Стахей: Гастроли, понимаешь ли, не стали чаще. Они стали лучше с нашей стороны. Потому что материал весь знаем. Потому что были новые темы, и мы выезжали в другие города, мы не могли дать 100%, что мы охуенно отработаем эту вещь. Мы ее пробовали на публике, как она, заведёт, не заведёт… И сейчас уже накопился материал, с которым 2-3 города объездили, в Москве побывали. Вещи качают, именно для сцены. Есть вещи на альбоме, которые не для сцены, которые в наушники вставил на ночь, или в машине поехал, послушал. Это вещи, которые подгружают. А насчет частоты выездов: как мы ездили, так и будем ездить, и не чаще, и не реже. Пригласили - мы никогда не отказываемся, мы всегда готовы, деньги, без денег… Ради Бога. Приехали, выступили, выпили, и все такое…

Проп: Ха-ха, альтруист.

А что предпочитаете: работать в студии или на сцене?

Стахей: Работа на сцене и вживую это 2 разные вещи. Их даже сравнивать не приходится. В студию ты приехал, ты целиком собран, ты целиком знаешь, что должен и как это будет звучать, ты всё знаешь.

То есть в студию идете с готовым материалом?

Стахей: Всё уже готово как минимум за полчаса. А выходишь на сцену - не знаешь, как поведёт себя публика в плане негатив/позитив. Но в основном руки поднимают, встречают неплохо. Да, было даже косяпово: ну сбились, ну там слово проглотил, дыхалки не хватило - всё бывает. А в студии, если с первого раза не получилось, придется собраться, перекурить. И прочитать от и до, как эта песня должна звучать в идеале. У нас есть опыт небольшой по выступлениям, иногда на сцене получается лучше, чем в студии. Это всё зависит от публики, заметь.

А где больше всего понравилось выступать? Есть место, где вы выступать предпочитаете?

Проп: Мне очень понравилось выступать, мы работале в "Свалке" [московский клуб] перед Новым Годом. Там правда пара эксцессов было… Сейчас вот выступали, народ от сцены далеко. Пятнадцать метров от сцены, ты уже не чувствуешь публику, образно выражаясь. Не то. Я думаю, из-за этого публика себя так тухло ведёт, т.к. нет контакта с нами. По сравнению с "Точкой"… О, напомнили "Точку"! Там снималась видеоверсия у Nonamerz и Ю.Г. "Это только начало". Там должно было быть так: мы должны были их разогревать, но из-за проблем с операторами, со съемкой, нас перекинули наоборот, в самый конец. Там было народу 1000-1200. Когда мы вышли на сцену осталось человек 300. У сцены человек 50. Это было не то, что обидно, я не знаю как это назвать.

Стахей: Зимой 2001 года был праздник Neskafe в Крылатском. Не смотря на то, что температура за бортом -20о, руки онемели, но публика свой жар давала.

А отличается публика московская от публики в регионах?

Стахей: В Москве когда выступаешь, в основном все, кого вижу в зале, процентов 50 точно знаешь. В основном свои люди. Выступаешь не то, что на публику, на них работаешь. Руку пожал, со сцены прыгнул, короче весело. Приезжаешь в другой город - принимают теплее, честно скажу. В Смоленске очень понравилось выступать. Здесь, сегодня, когда вышли на сцену, единственное, метраж не позволяет пожать руки. Но публика отличается, я бы не сказал, что сильно, но отличается.

Проп: У меня иногда ощущение возникает, такая тема. Вот девчонки по 14 лет подбегают, дай автограф. То есть я с уверенностью могу сказать, они стопудово наш альбом не слышали, они видели нас на сцене и всё. Надо автограф взять. Это с одной стороны приятно, а с другой - зачем он им нужен? Говорить: "Вот автограф, я их видела на сцене".

А кто больше ходит: до 16 или больше?

Проп: Ты знаешь, здесь я видел в основном молодых, а в Москве после 16 лет в большинстве своем. Но иногда У-ух, что бывает!

А отличается рэп столичный от рэпа регионов?

Проп: Да. Я вот заметил, сегодня я слушал Стимул, чебоксарская группа. У них музыка и считка похожа очень на Район Моей Мечты. Они один в один почти делают. То есть можно представить РММ, глаза закрыть и думать, что РММ читают. В Москве, если взять нас, Da Budz и Ю.Г. Вот в голову пришло. По-разному все пишут. Nonamerz тоже. Все по-своему делают. Ни на кого не равняются. Даже один и тот же битмэйкер будет. У нас один минус Кит сделал, потом сделал ещё кому-то и себе сделали Ю.Г., абсолютно три разные вещи получаются. А здесь чувствуется чья-то рука невидимая. По качеству ничего не хочу сказать. Качество хорошее.

А если сравнивать не только с волжским стилем?

Проп: Вот тут слушал команду, не помню, как называются. Про минус ничего не могу сказать, считка Кастовская.

То же самое нам вчера говорил Злой.

Проп: Не знаю, зачем это делать. Должно быть всё своё. Вот Серёга заметил, что даже рифмы одни и те же идут.

Кто был основным битмэйкером на альбоме?

Проп: В основном Кит. И такой человек Космос, мы сейчас редко общаемся. 50/50 получилось.

Стахей: Насчет Космоса. Одно время у него была своя группа. Они писались и довольно успешно, на концертах нигде не светились. А потом мы пересеклись и начали работать вместе месяца 3, и мы дописали альбом. По качеству я не знаю, в принципе сделать плохой минус очень сложно.

К кому вы себя причисляете: к мэйнстриму или больше к андэграунду?

Стахей: Я не могу судить. Должны судить те, кто слушает, кто оценивает. Я как могу себя оценить? Никак. Есть минус, есть голос, есть идея - пошли записали, а оценивают слушатели. Андэграунд - это те, как я понимаю, которые на самом деле в подполье где-то, которых мало кто слышал, мало кто знает. То есть мы ездили по стране, там где-то выступили, там где-то нас услышали. Это уже сложно назвать андэграундом. Это продвинутый андэграунд, легко распознаваемый андэграунд. А что насчет мэйнстрима?

Вас ведь не крутят по радио, клипы тоже по телику не гоняют?

Стахей: Не каркай. Ну, будет клип, что, сразу станем мэйнстримом?

Хорошо, проехали. А были в последнее время группы, которые бы удивили вас своим нестандартным подходом к музыке, к лирике, либо просто удивили?

Стахей: Касту не трогаем. Всем известна. Ю.Г. постоянно удивляют, Nonamerz. Это те, кого я знаю лично. Из тех, кого слышал на сцене, видел, как выступают и по смысловой нагрузке охота отметить MCDC. У них свой стиль, своя манера, у них всё своё. Это-вещь, это - группа, это - сплочённый коллектив. Пожалуй, из Москвы сейчас и не вспомню. А по России: очень понравились пацаны из Пятигорска [Рецидив], я их сегодня только услышал, но на сцене - сила. Хорошо выступили. Из неизвестных… Белый откуда?

Это наши пацаны Da Fours.

Стахей: Вот. И охота отметить из Смоленска [Seniors Company]. Неплохо. Заметно, что люди будут расти. И помню еще, пацаны, которых вызывали на бис. Я первый раз увидел, что значит вызывали на бис. Группа отработала программу, публика поднимает руки - давай, значит, ещё раз вторую тему. Выходят, её отрабатывают - и опять же зовут. Это - сильно.

Проп: Команда эта, которую вызывали на бис, Fury Motions. У меня нет слов. Я первый раз увидел, это не сравнимо вообще ни с какой командой. Такой команды нет вообще! Так, как они, я еще не видел, чтоб работали. У них в команде два родных брата, девочка на припевах поёт и негр, Абдулла по-моему. Я впервые увидел, чтоб в России так команда работает, как реальная штатовская или европейская. Это что-то.

С кем бы хотели в ближайшее время поработать?

Проп: Года три уже с Джипом, экс Рабы Лампы, хотим и никак записаться не можем.

Стахей: В принципе, с кем хотели, с тем и записались.

Проп: Вот с На Грани очень хорошая вещь получилась. С Sir-J'ем, но это давно было.

Стахей: MCDC.

Проп: А я бы нет. Вот с этими пацанами из Смоленска, они должны были выслать минус и мы должны были сделать хорошую тему, но всё ждем, не дождемся, когда они пришлют материал. С ними было бы хорошо поработать.

Немного хотелось бы узнать о коммерческой стороне дела. Первый альбом вышел на Rap Records. Вы планируете дальше работать там?

Проп: Ты правильно сделал, что задал вопрос, когда ушел Крыж. Вот такая штука: когда у нас альбом вышел, в начале года, в январе… Я до сих пор не знаю, сколько продалось, количество копий. Дима неделю с Костиком [владельцы студии Rap Records] не общается. А я Диме дозваниваюсь месяца полтора, он вообще не берет трубку. Что-то он там мудрит, не знаю что. Для начала нам надо еще основательно так крутануться. Когда Ю.Г. были на Rap Records, они [студия] на них [Ю.Г.] только держались. Сейчас смотрю, Костик нами вплотную пытается заниматься. Но если что-нибудь придумает, подымет нас до Ю.Г.ов…(возвращается Крыж) Что касается коммерции, то бизнеса вообще никакого нет.

То есть контракта нет?

Проп: Контракт есть, такой… Кстати на эту тему сейчас надо будет поговорить. Мы еще толком не знаем.

Стахей: По поводу этого вопроса лучше к Костику.

Первый альбом вышел на Rap Records. В дальнейшем это будет Rap Records или нет? То есть контракт одноальбомный или на какой-то срок?

Крыж: Давайте пойдем от обратного: допустим, они не хотят выпускать второй альбом на Rap Records и нужно будет бегать за ними с контрактом по судам. У нас, во-первых не запад, чтобы заключать контракт на альбомы. А во-вторых, если люди не хотят работать друг с другом, то наличие контракта никак не повлияет на результат работы. Вот сейчас я здесь в качестве менеджера группы, то есть я их привез сюда. Уедем мы обратно вместе, и всё будет хорошо.

fm_журнал