Влад Валов
Влад Валов, продюсер рэп-группы Bad Balance и один из организаторов концертов Challenge на Манежной площади в Москве

- Я максимально проталкиваю отечественный хип-хап (Влад говорит именно так: "хип-хап"), чтобы он был эксклюзивен, интересен, профессионален. Работаю только с теми командами, которые профессиональны. С теми людьми, котший танцор и граффитчик, я всем занимался и знаю все корни, и знаю professional.

- Как ты думаешь сколько группировок подобных Moby Crew, UMC и т. п. сейчас в Москве?

- Это группировки? Это fucking shit, даже не слушай об этом. Все эти люди - это смешные люди, которые хотят свою сказку придумать. Я не признаю никакие группировки, я признаю только профессионалов на самом деле.

- Кого ты считаешь профессионалами среди би-боев?

- Jam Style C rew - номер один. Это питерская команда, они лучшие, это тебе скажет любой танцор. Человек чуть ли в книгу рекордов Гиннеса не попал - сто оборотов без рук крутит, на всех фестивалях европейских они занимают призовые места. Мне нравится очень Street Jazz, они танцуют в Титанике. Da Boogie Crew я очень хорошо знаю. Но там только Топор - мой ровесник, два других парня молодые. Когда я с ними был в Германии, я увидел, пока это не тот уровень, о котором можно говорить. Очень много команд развалилось, потому что танец не приносил никакого дохода. О B.People я не буду говорить ничего - потому что это несерьезно. Сегодня танцуют, потом бухают полгода, потом опять потанцевали. Или Театр Кваса - они ушли из хип-хапа.

- Существуют ли танцевальные студии?

- Не знаю. В Питере существуют. И здесь B.Peоple что-то имеют, кто-то как-то тренирует. Когда-то центр хип-хоп культуры этим занимался на Парке Культуры, пока не закрыли.

- Тебе не интересно, что делают молодые?

- Что могут тебе сказать Moby Crew? Это люди, которые рисуют 2-3 года! Понимаешь, Баскет из Питера рисует 15 лет. Крыс из Риги рисует с 84 года. Люди, которых я приглашаю из Голландии на конкурс Граффити 2000, тот же Лиджерун, который разработал лого Bad Balance, чемпион Европы 95-96 года. Это уровень. Или из Германии очень интересные девчонки приедут. Я даже пригласил в финал конкурса граффитчиков из Харькова и Киева - они намного слабее, они на уровне Moby Crew, но я их позвал для многонационального колорита.

- Есть ли в России хип-хоп клубы?

- Да, в Харькове есть, самая прикольная молодежь на Украине - там правильно хип-хоп понимают, в Питере "Балтийские кланы" устраивают вечеринки и фестивали в пафосном клубе "Кандимэн". Фукс, бывший брейкер. Вообще сейчас двигают весь хип-хап брейкеры, которые начали в 80-е годы, средний возраст - 27 лет. Новичков - считанные единицы - будь то ди-джеи, будь то рэп-группы. Нет такого, что это движется теми ребятками, которые 2-3 года назад что-то сделали. Молодые всегда борзо вступают, делают что-то, но опыта не хватает. А когда натыкаются на камни - все это быстро гасится. А старые, которые уже что-то значат, они могут доделать до конца. Деньги уже не помеха в этом возрасте, если кто-то что-то хочет сделать.

- А как обстоят дела с хип-хоп ди-джеями?

- Ты знаешь, мы проводили фестиваль GrandMaster DJ. Собрали всех лучших ди-джеев, которые стрит-бит играют. Мы, наверно, немного опережаем свое время, мы проводили этот фестиваль в 1994 году, на нас смотрели как на сумасшедших: дайте умпс-умпс-умпс! В прошлом году тоже сложно было, а в этом народ начинает втыкать, в следующем году будет пик. В Питере самые сильные ди-джеи на сегодняшний день: LA, Тоник, 108, Лавский, Кефир, Примат. Это номер 1 сейчас ди-джеи в России. Грува можно рядом поставить, хотя он высоко поднялся, но он начинал с хип-хопа и он молодец. Московский перспективный DJ Топор из Da Boogie Crew, в будущем что-то сделает, я уверен. Из перспективных еще Laid Jack и Дэн. Все остальное - это пафос. Мне совершенно по фигу, какое мнение людей обо мне складывается, но я всегда говорю: этот человек - professional, а этот - нет.

- Изменилась ли хип-хоп мода в России?

- Люди сейчас одеваются достаточно хорошо по сравнению с 80-ми. В 80-х у считанных людей в городе были высокие кроссовки Nike, или Reebok, или New Balance. У кого был New Balance - это вообще! Можно было запросто поменять на Москвич. Серьезно. И тогда, если у тебя не было высокого тапка, ты не мог брейкданс танцевать. Ты вообще никто был. Сейчас все можно купить. Есть люди, которые все время гоняются за модой - сегодня моден брейкбит всевозможный, будь то хип-хоп или рэп, они раз сюда, а здесь совсем другая культура, нужно полностью ломать рамки. Тот же Фонарь, если сейчас начнет играть хороший брейкбит, я никогда не поверю, что он хороший ди-джей. Ему очень долго придется перестраиваться, если он захочет. Захочет ли он этого? Когда молодой парень 2-3 года порисовал или потанцевал, я не верю ему, потому что он еще не получил одобрения у тех, кто этим занимается 15 лет. Именно эти люди формируют мнение о каждом исполнителе, о каждой группе. Дальше этот человек может завоевать авторитет у аудитории. Вся хип-хоп культура живет по одному принципу: сначала тебя должны крутые принять, потом ты заряжаешь аудиторию своей энергетикой, свои стилем, а потом аудитория заставляет СМИ тебя продвигать. Весь другой шоубизнес по другому строится. В хип-хопе невозможно сделать группу, которую вся семья примет только потому, что они кое-как умеют читать рэп и их тысячу раз показали по ТВ. Да, массы конечно поверят, но для хип-хоп комьюнити это не будет означать, что этот человек чего-то добился.

- Почему здесь нет черных рэпперов?

- Почему? Есть "Братья Наличные". Хип-хоп тем и берет, что он многонациональный. Это микс.

- Ведь здесь же рэп белый и какой-то весь интеллигентный.

- Поэтому и сложно здесь хип-хоп продвигать. Если бы у нас было многонациональное общество, эта культура здесь процентов на 30-40 поднялась бы наверх. Музыканты и танцоры бы не бедствовали, у всех были бы какие-то заработки. У нас все с опозданием лет на 5. Сейчас в Европе вообще бум - ничего кроме хип-хопа. Рано или поздно надоест и нашей молодежи то, чем ее кормят. И что-то новое будет нарасхват. Продюсеры начнут бегать, журналы резко начнут писать искать кого-то или создавать сами какую-то чушь. Знаешь, Зосимов уже создал группу "Тет-а-тет" для заработка. Это фальшивка и люди этому не верят, просто смазливых мальчиков набрали. А в Нью-Йорке противоположность полная - чем ты страшнее, тем ты реальнее. Real nigga - с большими цепями, с фиксами с изумрудами как минимум, с хорошей машиной Lexus, с часами Rolex, золотыми желательно, и две девчонки вот с такими грудями в машине той обязательно. Вот это чистый gangsta rap, который, правда, к хип-хопу имеет посредственное отношение. Здесь такое невозможно. Просто перед этим было много всего у них, а у нас эта культура только в зачаточном состоянии. И опять же многонациональность.

- Ты не думаешь, что 90 процентов русских в глубине души расисты?

- Значит нужно взять у этой культуры только манеру преподнесения музыки, и не придавать этому национальную окраску. Рэп - это целая необузданная поляна. Это новая поэзия. Если наши новые поэты просекут, что можно класть свой текст на ритм, распоряжаться этим словом, то это будет нечто! Просто не воткнулись еще люди. И можно так это сделать, что примут все русские.