С юридической точки зрения неформальные сообщества чаще всего являются общественными объединениями (общественными организациями). Зарегистрированными или нет — неважно. Важно то, что понятия «общественное объединение», «общественная организация» и т.п. есть в законодательстве и правовой практике. К ним можно хоть как-то привязаться и, основываясь на этом, исключить из рассмотрения несколько других юридических понятий, например: профсоюзы, организованные преступные группировки, религиозные организации.
С точки зрения ресурсов идеальная модель неформального сообщества: все его члены работают добровольно и бескорыстно, на энтузиазме. Но понятие «бескорыстие» тоже очень размыто, лучше бы привязаться к чему-то более грубому и зримому. Неформальными мы можем считать те сообщества, где большая часть ресурсов (прежде всего — это труд) вносится самими членами сообщества добровольно. Сколько это — большая? В реальной практике — порядка 80%. Как определить случай ровно 50 на 50 и близкие к нему, мы не знаем.
Кроме того, есть определение, основанное на понятиях академической социальной психологии. Неформальная группа в идеализированной модели — группа, существование и деятельность которой опосредованы исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминированы никакими внешними силами. Неформальные сообщества состоят из неформальных групп и/или людей, связи которых носят неформальный характер.
Наконец, нельзя игнорировать общественное сознание, употребление слова «неформальный» в речи, СМИ, блогах. Неформалами достаточно устойчиво называют хиппи, панков, скинов, андерграундных музыкантов. Чаще всего — тех, кто гуляет по жизни в определённых модах одежды и причёски и/или толпится в точках, которые местным населением и СМИ отмаркированы как неформальные тусовки.
Мы вместе с народом тоже считаем их неформалами. Но сверх того — и другие сообщества, чья внутренняя структура не столь известна в массах, а мы потратили много сил на её изучение. Например, для нас несомненно, что неформалами являются национал-большевики (нацболы). Может, эта организация и получает какое-то финансирование, но в квазиэкономический критерий «более 80% деятельности на энтузиазме» она вписывается.
По тому же критерию неформалами в нашем понимании являются участники спортивных интеллектуальных игр (Что?Где?Когда? — Брэйн-ринг, далее ЧГК-БР), КСП-шники, и многие другие. Спортивных туристов мы относим к неформалам даже во времена СССР, а уж тем более — теперь, когда государственная поддержка им сокращена на порядки (спортом это можно назвать весьма условно; во всяком случае, это не только не олимпийский, но и вообще не коммерческий спорт).
Особую и важную для нас часть предмета составляет неформальная педагогика, например, скауты. К категории неформальной педагогики, по нашему мнению, относятся многие детско-юношеские клубы спортивного туризма, детские театральные студии и молодёжные некоммерческие театры, летние математические (биологические, химические и прочее) школы и ещё очень многие другие.
Однако общество фантастически мало знает о неформалах! Большинству эта тема просто неинтересна. А если вдруг заходит разговор, мы обнаруживаем, что умные, эрудированные и широко мыслящие люди имеют совершенно искажённые на уровне даже не оценок, а фактов, сведения о том, что там происходит.
Практически на виду — только скинхеды, благодаря «особой любви» к ним масс-медийного мира (и нам не нравится эта «рекламная кампания» — то, что большинство новых скинхедов узнают о существовании скинхедов из «ящика»). Скинхеды — рыхлое и малочисленное, и, по нашей классификации, не движение, а течение. Второе место в медийном виртуальном пространстве (но не в реале!) занимают политизированные неформальные молодёжные организации: всякие там нацболы, АКМ, СКМ, «Наши», «Молодая гвардия» и ещё сонм совсем мелких, с числом активистов несколько десятков, типа «Вперёд» или «Молодёжное Яблоко». Общая их численность по сумме их собственных завышенных оценок — 150.000 человек.
Все остальные неформалы, которых, как мы считаем, по минимуму 3.000.000, во мнении подавляющего большинства заклеймены как маргиналы и эскаписты.
В то же время по запросам «КСП|бард|авторская песня» или «ролевая игра» (отсевом от других значений этого словосочетания) поисковые системы инернета находят несколько миллионов ссылок! Кто-то же писал и размещал тексты с этими кейвордами? Телевидение только им не по карману. Ну-ну... Дорогие телезрители! Як кажуть на Вкраїні: «Казав сліпий: «Побачимо!»

БЛОК БАСТЕРС:ПРАВИЛА ДЛЯ НЕФОРМАЛОВ
......................................................................
Меня многие спрашивают, как должен выглядеть неформал, правила,
его поведения,
кодекс и многое другое.
Чтож редакция отвечает, посовещавщись с собой, отвечаем:
ПРавила для правильного неформала, если вы не подходите под эти
пункты,
значит, надо срочно себя менять!
Внешний вид:
БОТИНКИ - чем тяжелее тем лучше, они нужны для того чтобы, бить,
бить, рэперов, скинов, и ГОПНИКОВ, и неважно что ботинки очень
тяжелые, и вы не можете оторвать ногу от земли, это пустяки,
главное что они очень тяжелые, и вас
будут бояться и уважать окружающие!
Джинсы - спиздите у старшего брата или у папы, забрызгайте их
краской, немножко серной кислоты тоже не повредит, запомните вы
должны быть не похожими, на всех остальных, это круто, порежте их,
украсте булавками, цепями, шурупами, шыпами, цепь должна быть чем
тяжелее тем лучше, желательно якорная или отберите у нового
русского, она ему всё равно мешает, а сделать он вам ничего не
сможет, потому что вы НЕФОРМАЛ!
ФУТБОЛКА - должна быть порвана в некоторых местах, лучше рвать её
в драке, красивее получиться, она обязательна должна быть чёрной,
и с надписью Я ПЕРЕЖИЛ КОНЦЕРТ АЛСУ!
ШАРФ - найдите у бабки старый шарф, чем старее тем лучше,
убедитесь что его уже никто не носит, желательно проеденный молью,
это придаст ему ещё больше ценности
КОСУХА - не косуха это не круто, к нашему, и без того крутому
виду, она придаст приторности, зачем, лучше отнять у рэппера, его
куртёнку, это намного круче, и нацепить кучу значков, цепей,
ПОКАЖИТЕ что вы ненавидете РЭП!
ВОЛОСЫ - чем длинее, грязнее, сальней, не расчёсанней - тем круче
вы становитесь в глазах Неформалов!
ВАЖНЫЕ АТТРИБУТЫ без них вас не признают неформалом - цепи,
значки, заклёпки - чем их больше тем лучше
И ЕСЛИ Вас собираються увозить люди в белых халатах, в крутой
рок-клуб это всё прогон, это переодетые гопники,не попадитесь,
бейте в рожу! ЕСЛИ ВАС ЗАБИРАЮТ МУСОРА вы ДОЛЖНЫ ПЕТЬ всю дорогу
ПЕСНЮ: наша милиция, нас бережёт, сначала посадит потом стережёт,
харкаюся кровью, купаюсь в дерьме, хорошо живётся в Советской
стране, а после небольшой паузы - группа крови на рукаве, мой
порядковый номер на рукаве
МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ: на всё вопросы вы должны отвечать ВСЁ ЭТО
РОК-н-РОЛЛ, МАМА АНАРХИЯ, А МНЕ ПОХ***

Про неформалов
Не люблю таких людей,они думают если нацепили нестандартные тряпки то интелликтуально стануть лучше.Чушь!Неформаллы как и другие субкультуры пришедшие из Запада,а как мы знаем у Запада-низкая культура,после развала СССР пошли бурным потоком, вот и у нас пошла полная деградация в РФ как и в США ,и в рядах других капиталистических странах. Так что я за цивилизованно одетых культурных интеллигентных людей,с которыми можно найти разговор,а не с отбросами общества которые кроме выпивки ,наркоты не что не интересует. Итог:Полная деградация,отсутствие целей в жизни и интересов,хронические алкоголики и наркоманы или простым языком падшие люди,которых можно сделать людьми нормальными-единицы.

***********************************************

В большинстве случаях они такие -алкаши.Я непонимаю некоторых людей мы Россия мы всегда были другими и будем такими,у нас другая культура,у нас другие обычаи, а мы как балбесы смотрим на Америкосов которые с либеральными псевдоценностями совсем деградировали и со своим дерьмом нас хотят чтобы мы деградировали, мы как балбесы после 1991 года начали грубо хавать это дерьмо типо рэпперы пепси-кола,вы помните чтобы в СССР существовали всякие субкультуры,если даже и были то компартия давила как клопов И ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЛИ. Вообщем политику партии одобряем)))

**************************************************

Они немытые чувырлы в косухах с замашками на Индивидуальность. Ладно уж, а. То же стадо, но с другой музыкой и в других тряпках. А так - то же самое.

***************************************************

Личность - это одно, а неформалы, в том виде, в каком их привыкли понимать: длиннолохмые, слушающие сплошь *крутую митальную музыку* и типы *со своей Индивидуальной Глубокой Философией* - совсем другое. Вот я говорю именно о них: то же стадо. имидж другой, а Личностью (пафосно и именно с большой буквы) там и не пахнет. А еще хиппи какие-нибудь: "пис!", фенечки из веревки, тусы на радуге... фу, тошнит. Или готы: мрачные такие все, депрессия, смерть, декаданс. Тьфу, печки плачут по такой дишовке.

******************************************************

В школе-то ладно. Каждому надо как-то самовыражаться. Кто-то ботан, учится на одни пятерки и ни с кем дружить времени нет; кто-то чморит этих ботанов, так же самовыражаясь. Кто-то стремится скорее познать "взрослую жизнь" и все его считают самым опытным; кто-то посвящается музыке, желательно поагрессивнее, чтоб так выражать свои эмоции. Кто-то ищет способ самовыражения в одежде. Все подростки по сути неформальны в силу возраста (ну у некоторых это выражается помягче, и только). Но когда здоровые лбы из какого-то протеста что ли, носят эти уродские косухи зимой и летом, борется против "системы" и кричит о том, как он ненавидит "стадо", это уже даже не смешно. Жалко пропащего с затянувшимся на долгие годы переходным возрастом.

*************************************************

Те кто бродяжничает и ночует в переходах, уходит из дома и т.п. это просто дураки это именно неформалы. Не стоит путать приличного любителя рок-музыки и неформала. Обыватели привыкли считать неформала таковым по атрибутике. Хотя дело в мышлении и образе жизни а не увлечениях. Если человек будет продолжать бродяжничать, то он станет бомжом независимо от того неформал он или нет.

Сейчас, в наше время, мало кому надо объяснять кто такие неформалы. Это личности, которым претит порядок, установленный обществом, и которые выражают протест в том виде, который ближе всего им по духу. Это и реперы, и металлисты и готы и панки… Всех и не упомнишь, и, тем более не перечислишь. Поэтому я остановлюсь на самых выделяющихся. И, при этом, попытаюсь распределить своего рода схему. Схему, которая отражает духовное и умственное развитие личности, принадлежащей к тому или иному направлению. Хотя… Ее также можно рассматривать, как путь одной особы, поднимающейся по ступеням этой схемы. Некоторые ступени она может перескочить, некоторые – проигнорировать… Но суть от этого не меняется. Ну что ж… Приступим.

Гопники.
http://www.nashmir.net/data/pub/100/text/img4,252x189.jpg

Они не являются неформалами, скорей наоборот. Это – масса, все идеи которой сводятся к одному единственному стремлению. Чтобы все были максимально одинаковые. Если личность отличается от образа, который находиться у них в голове – то она автоматически попадает под ярлык «не такой». Ярлык страшный. Для гопников. И они пытаются искоренить это. Но, как известно, культурное развитие не остановишь. И при любом строе, порядке всегда найдутся личности, которые будут стоять по другую сторону баррикад. Те, которые будут против.

Попытаюсь охарактеризовать и объяснить поведение и идеи этого вида. Когда-то давно я определил три присущих им желания, на удовлетворение которых уходят практически все их силы. А то, что остается уходит на средства к их удовлетворению. Итак. Первое – потребность в алкогольном опьянении. Ее можно объяснить недостаточной насыщенностью жизни гопников. Вследствие довольно низкого уровня развития они испытывают потребность занять чем-то ум. Я не психолог – и поэтому не могу точно объяснить это, но интуитивно, я так думаю, поймут все. Второе – это потребность в драках. Это – последняя попытка самовыражения гопника. Так же. Как и первое это можно объяснить недостатком других средств к самовыражению и самоутверждению. Третье – вполне естественная потребность к удовлетворению полового влечения. Вроде тут все ясно… Но не тут-то было. И здесь все не ограничивается простым удовлетворением потребности. И здесь четко наблюдается попытка самовыражения. Ведь кроме самого процесса для гопника важно обсуждение его с друзьями. Он хвалиться. Так же, как хвалиться количеством «волосатых», «лохов» и прочих, которых он избил. Так же – количеством девушек с которыми он переспал. Гопник редко способен на серьезные чувства. Девушка для него – это скорее очередная возможность показать свою «крутость» остальным.

Таким образом, видно, что гопник, по сути, недалеко ушел от приматов. У них в обществе действуют «волчьи законы». Прав тот, кто сильнее, хитрее, «круче». Отсюда и идеология, точнее отсутствие таковой… Продвигаемся дальше.

Пионеры.
http://www.nashmir.net/data/pub/100/text/img5,261x185.jpg
Здесь находиться пионерия остальных неформалов. Не важно каких: скинов, панков, металлистов или скинов. Это личности, которые «слышат звон, да не знают, где он», которые, по сути, недалеко ушли от гопников. Основной контингент ограничивается возрастным признаком. Это люди переходного возраста – 14-17 лет. Реже наблюдаются отклонения в ту, или иную сторону. Здесь можно рассуждать довольно долго, описывая пионерское движение каждой из субкультур. Но я ограничусь лишь общими высказываниями.

Итак. Пионеры – это личности, которые перехватывают только внешние проявления субкультуры, не разобравшись в сути дела. Те, кто так же, как и Гопники работают только на внешний образ, не имея ничего реального от субкультуры за душой. Это состояние обычно длиться недолго. И пионеры набираются ума и определяются в своем мировоззрении и принадлежности к той или иной субкультуре. Обычно процесс происходит вместе с общим «взрослением», но бывают индивидуумы, которые такими и остаются. Но, к сожалению, впечатление о той или иной субкультуре формируют именно они. Так, как особы, за нее отвечающие, остаются в тени, в то время, как пионеры, работая только на имидж, представляются обществу представителями движения. Отсюда неуважение к ним представителей этих движений.

Как правило пионер – это не особо развитый индивидуум, который старается проявить себя внешне. Ему присущи повадки гопников, потому как многие из них происходят от последних. Далее.

Панки.
http://www.nashmir.net/data/pub/100/text/img7,267x201.jpg
Почему-то мне ужасно хочется разместить здесь панков. Я ничего не имею против движения панков, но ниже попытаюсь объяснить почему я поставил их здесь.

Панк. В голове сразу создается образ: грязный, немытый человек, порванные джинсы, рубаха в пятнах, запах, ирокез… Но это – только верхушка айсберга. Если личность имеет только это – то тогда ей прямая дорога в предыдущий пункт. Но из-за таких создается слегка неправильное впечатление и именно поэтому я поставил их здесь. Здесь немного напутаны причинно-следственные связи. Попытаюсь восстановить.

Итак, панк. В основе идеологии панков лежит максимальное стремление к анархии. Все мы можем говорить, что нам плевать на общественное мнение, что мы делаем то, что хотим… Но только истинный панк действительно имеет право сказать это. Это, и не только. Только настоящий панк никому ничего не должен, кроме самого себя. Для него не имеет никакого значения то, что о нем подумают остальные. В особенности те, кого он не знает. Он анархичен – и отсюда его форма одежды. Не обязательно панк должен быть грязным, в порванной одежде. Просто это решать ему – мыться, или нет, одевать чистое, покупать новое, или нет… У него свой кодекс законов, который он соблюдает(и то не всегда). Он может разительно отличаться от созданного обществом, но для панка это не имеет никакого значения. Их идеология зиждется на понятиях о свободе, истинной свободе мысли, выбора, высказываний каждого человека. С какой-то стороны панк – это законченный эгоист, который существует только для себя. Остальных для него нету. Я говорю про серую массу, гордо именующую себя «обществом». Панк находиться вне иерархии, вне системы. Это - первое реальное проявление протеста в данной статье. И далеко не последнее ни по очередности, ни по значимости.

Подведем итог. Панк – человек, стремящейся к анархии в своей жизни, к свободе выражения, настроенный против общества, как такого и игнорирующий все законы. Продолжим.

Металлисты.
http://www.nashmir.net/data/pub/100/text/img6,249x255.jpg
Здесь у меня возникли очень даже серьезные трудности. Тяжело описать и попытаться охарактеризировать столь большое количество разнообразных видов. Посему буду говорить обо всех в общем.

Металлисты, трешеры, блэкеры, и т.д. Люди, формирующие костяк неформалов, и представляющие собой стандартный образ «волосатых». Длинные волосы, гитара, пьяные морды, крик, где-то спор, где-то мордобой – настоящий, или не в серьез… Это – будни. Это те, образ которых появляется в голове, когда кто-либо произнесет «металлисты». Там могут быть и панки, не особо следующие идеологии, и непонятно как приставшая пионерия, либо пост-пионерские личности… Абсолютно разнообразные вкусы, вера, интересы… Здесь может собраться любой контингент с любым настроением. Под пару-тройку бутылок пива на каждого завязывается разговор, находятся общие темы… Что же являет собою это собрание, если копнуть поглубже?

Это, бесспорно, тема для отдельной статьи. Но некоторые общие моменты можно, несомненно, выделить. Те, кто здесь находятся являют собой ярко выраженное соответствие слову «неформалы». Это – те, которым нравиться музыка, которая не является попсой. Музыка, которая представляет из себя искусство. Они отпустили волосы в знак протеста общему негласному закону о том, что у особ мужского пола они должны быть короткие. Эти люди практически всегда довольно образованные, как минимум на пару лет больше среднего интеллекта их возраста… Среди них встречаются обычные люди, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Каждый из которых имеет свои особенности. В целом этих личностей очень тяжело охарактеризовать. Здесь как раз первое впечатление про них несет в себе довольно большую часть истины.

Не знаю как подвести итог этому… Возможно когда-нибудь на этом месте появиться подробное описание всех составляющих… Или даже отдельная статья. Сейчас я не располагаю ни необходимыми знаниями, ни желанием. И последнее. Просьба больно не бить, не кантовать.

Тру-блэкеры и тру-готы.
http://www.nashmir.net/data/pub/100/text/img8,156x236.jpg
Оговорюсь сразу. Под понятием «тру-блэкеры» я понимаю не людей, слушающих тру-блэк. А точнее – не только их. А личностей, которые могут в целом ответить за свое мировоззрение и не привязаны к конкретному стилю музыки. А если выразиться еще точнее и лаконичен – то это будет звучать так. Они не являются тру-блэкерами потому что слушают тру-блэк. Наоборот. Они слушают эту музыку потому что она соответствует их мировоззрению. Это было небольшое лирическое отступление. Теперь продолжу.

При всем кажущемся несоответствии этих двух субкультур я объединил их в один пункт. Хотя возражать будут представители обоих движений – я считаю это довольно большим парадоксальным случаем очень большой схожести. Это – две взаимоисключающие субкультуры, которые имеют больше общего, чем можно представить.

Такими не становятся. Ими рождаются и плавно идут к этому. Чаще всего окончательным событием становиться какое-то сильно большое нервное потрясение, или общая неудовлетворенность жизнью, обществом, людьми в целом. Теперь подробнее.

Представитель обоих субкультур имеет схожее мировоззрение, часто совпадающие во многом списки предпочитаемой музыки… Только выражать свое чувство они предпочитают по разному. Первые – агрессией. Оба движения ненавидят людей. Либо снаружи, либо глубоко внутри – не имеет значения. Но первые – действительно ненавидят, а вторые - игнорируют.

В большинстве своем каждый из представителей этих движений – ярко выраженная индивидуальность. Я, конечно, не отрицаю, что каждый человек – индивидуальность. Но я говорю про особых личностей. Те, о ком я говорю сейчас – это особы, которые представляют собой непонятых, невоспринятых обществом людей. Те, у которых с этим самым обществом личные счеты, возможно – глубокая обида. На данный момент они – конечный этап эволюции. Те, кто обрел какую-то часть недоступного другим знания. Те, которые практически не требуют подчеркивания своего мировоззрения, или принадлежности своему направлению какими-либо внешними факторами. Зачастую они не приемлют навешивания на себя ярлыков и не согласятся с названиями, приведенными в начале раздела. Таких - единицы. Их очень тяжело выявить среди остальных, они не выделяются ничем, кроме своего внутреннего наполнения, которое открывают далеко не всем. Можно знать такого человека год, два и даже не подозревать, что он принадлежит к ним(нам?). И очень немногие способны узреть в каждом из них ту искру, которая отличает их о остальных людей, которая переводит их на класс выше… И лично я уже не имею права назвать их людьми. С биологической точки зрения – да, но с духовно-моральной… Никогда...