Флэшмоб (англ. Flash mob) - движение, которое имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории. На практике выражается в проведении массовых акций, лишенных всякого смысла.
Со строны это выглядит примерно так. В определеное время, в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговореный план действий, чаще всего безумный и шокирующий. После этого толпа изчезает также быстро, как и появилась.
Акции флешмоба носят либо исключительно развлекательный характер, либо имеют особые черты, политические или социальные.

Больше всего распространены все-таки развлекательные - например, в Германии, на выставке стиральных машин, 200 человек вдруг сделали стойку на одной ноге и принялись поедать бананы. В Японии метро неожиданно заполнили десятки "агентов Смитов" из "Матрицы", исчезнувших через пару остановок, а в Италии 300 покупателей дружно потребовали в книжном магазине несуществующую книгу. Психологи уже называют флэшмоб социо-культурным феноменом, новым видом социальной активности горожан.

Основные правила флэшмоба
Приходить и уходить по одиночке! (толпа должа появляться неожиданно для окружающих)
Не разговаривать с другими мобберами, в том числе с вашими друзьями!
Не разговаривать с прохожими (за исключением).
Не смеяться, не улыбаться, не дурачиться.
Не создавать точечных скоплений в группы.
Не задерживаться на площадке (и в её окрестностях) после завершения акции.
Не вступать в контакты со СМИ.
Соблюдать правопорядок. Лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Быть трезвым. Ни в коем случае не иметь при себе алкогольных напитков, оружия, наркотических веществ.
Никаких плакатов и значков - это не политическая акция!
Во избежание провокаций сообщать о готовящемся мероприятии только хорошо знакомым людям.
Не быть сторонним наблюдателем (пингвином). Либо участвуйте, либо сидите дома.

История
Откуда пошла эта забава, сейчас сказать сложно: по официальной версии, зачинщиком всего был американец, программист из Сан-Франциско, Роб Занзуэта. Тот в свою очередь, сказал, что идею он позаимствовал из книги известного американского исследователя информационных технологий Говарда Рейнголда "Умная толпа: следующая социальная революция".

Первая акция "мобберов" состоялась в июне 2003 года в Нью-Йорке. В одном магазине появилось около 150 человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. Удивленные продавцы пытались подойти к посетителям со стандартным вопросом: "Чем я могу вам помочь?". "Покупатели" в один голос заявляли, что они выбирают "ковер любви" для своей коммуны. Очень скоро акции прошли в Денвере и Лос-Анджелесе. Затем "зараза" начала распространятся по миру. 7 августа 2003 г. 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: "Вау, вот это диван!". 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан Паоло сняли по одному туфлю и постучали им по мостовой.

Флэшмоб в России
Первый в России флэшмоб состоялся 16 августа 2003 г., в ГУМе, в центре зала у фонтана, в 19:33. Толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Тогда акция осталась незамеченной, но энтузиасты не успокоились: одной из самых успешных акций считается флэш-моб, проведенный у Центрального телеграфа в 2003 году. Игра называлась "Зонтики": ровно в 14:00 надо было открыть зонт и невозмутимо продолжать движение вокруг Центрального телеграфа, если не будет дождя. Однако дождь все-таки пошел, и все участники, согласно одному из условий акции, вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и, перебивая друг друга, стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. Изумленные количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа отвечали, что цена телеграммы в Катманду - 9 рублей за слово. Но никто не смог рассказать, как фактически отправить телеграмму в Непал, и участники представления разошлись.

В городах России и ближнего зарубежья шутники также развлекаются в свое и всеобщее удовольствие: в Торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки, а в Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью "Козьма, останься!" В Киеве продавщицу конфет замучили вопросом "Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?". В Одессе люди в черном возложили цветы к пластиковому клоуну "Макдональдса".

Одним из самых рекламируемых флэшмобов за последнее время стал призыв отключить мобильные телефоны 1 июля 2006 года в знак протеста против повышения тарифов на исходящие звонки.
Кроме того, состоявшаяся 6 июля онлайн-конференция президента Путина породила сразу несколько спонтанных акций. Идея одной из них принадлежит известному писателю и журналисту Алексею Экслеру и носит название "Президентской". Ориентирован этот флэш-моб был ориентирован преимущественно на москвичей и жителей столицы и заключался в следующем: "6 июля, когда Президент будет отвечать на соответствующие вопросы, проводим флэшмоб "Президентский". Все приходим на Красную площадь, ждем 16 часов по московскому времени, после чего ровно в 16:00 отлавливаем проходящего мимо пацана (желательно - каждый своего), резко задираем на нем майку, целуем в пузо, после чего разбегаемся в разные стороны - заниматься государственными делами. Этот флэшмоб посвящен миру во всем мире."

Синдром толпы или новое развлечение
Феномен флэшмоба уже исследуется психологами. Что это - синдром толпы, новое развлечение? Очевидно одно: "флэшмоб" это модно. Один из авторов высказывал мнение, что это "групповое психологическое упражнение, которое естественным образом появилось в ходе эволюции; лекарство от депрессии, изобретенное самой жизнью, помогающее людям найти себя, очиститься и избавиться от налетевшего в голову мусора". А вот зампредседателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин как-то даже высказал предположение, что флэшмоб может стать"подготовкой к пиаровским акциям или тренировкой перед выборами".
Другие считают, что флэшмоб - хорошая игра, польза ее в том, что люди все-таки встречаются не только в сети, агрессии такие акции не несут, а участие может быть забавным.
"Профессиональные" мобберы же, "обитающие" на сайте flashmob.ru, настаивают на том, что все это - smart mob, то есть "умная толпа".

Некоторые термины флэшмоба:
Флэшмоб-акция - конкретное бессмысленное (и очень весёлое) мероприятие.
Моббер - человек любого пола, возраста, расы, вероисповедания и социального положения, который участвует во FlashMob-акциях.
Площадка - место проведения FlashMob-акции.
Сценарий - идея и план проведения FlashMob-акции.
Инструкции - дополнения к сценарию, содержащие точное время и место проведения акции, а также другую подробную информацию.
Маяк - специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых FlashMob-акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о ёё начале. В случае присутствия маяка, характер сигнала оговаривается в сценарии.
Прохожий - любой случайный наблюдатель акции, в том числе в помещениях. Милейший человек.
Кодовые фразы - фразы, используемы во время проведения некоторых акций, для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и Маяком, а также для других целей.
Пингвин - человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и пялится на происходящее. (Не путать с прохожим).