Демосцена — это субкультура и направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу работы компьютерных игр.

Демо - это анимационный ролик, наполненный различными визуальными эффектами, сменяющими друг друга под музыку. Но отличие его от обычного видеоклипа в том, что все происходящее на экране формируется в реальном времени, основываясь на математических расчетах и программных алгоритмах.
Создание демо занимает много времени — недели, а то и месяцы упорного труда. Обычно занятие это не приносит никакой прибыли. Демомейкеры проводят свободное время за монитором, пытаясь создать что-то зрелищное, нечто такое, после чего зритель выдохнет и с восторгом произнесет: «Да, это сильно!» Новички чаще всего так и вливаются в ряды демомейкеров: случайно увидел — понравилось — захотел сделать подобное.
Помимо удовольствия от благодарных отзывов, большой интерес представляет сам процесс написания дем. Художникам, музыкантам, программистам и просто людям, стремящимся сделать что-то необычное, демосцена дает возможность реализовать свой творческий потенциал. Как показывает практика, это творчество способно заинтересовать даже далеких от компьютера зрителей.

Международное сообщество
Демосцена — международное сообщество. Исторически сложилось, что родиной и столицей демосцены стали скандинавские страны — Финляндия, Норвегия и Швеция, немало демок делается и в остальной Европе. Россия от них пока отстает, но работы некоторых наших групп (T-Rex, Proxium, QMG, Critical Mass, SandS, Neonray и др.) вполне могут конкурировать с продукцией ведущих мировых команд.
С некоторых пор пресса стала проявлять активный интерес к демосцене. Репортажи с фестивалей и интервью с демомейкерами транслировались по телевидению и были опубликованы во многих газетах и журналах. В Берлине была запущена новая радиопрограмма, которую ведут сценеры. В Вене состоялась выставка достижений компьютерных технологий, на которой, среди прочего, было показано пятнадцать современных дем. Наконец, демосцена была представлена профессиональной аудитории на конференции разработчиков игр GDC и на SIGGRAPH 2002.
Атмосфера, царящая в среде сценеров, имеет первостепенное значение для существования этого сообщества. Демо — продукт творческий, а не коммерческий, поэтому демосцена, к счастью, не испытывает проблем, присущих, например, шоу-бизнесу. Демомейкеры любят свое увлечение и стараются держаться вместе. А так как сообщество это, в общем, не такое уж и большое, активные сценеры всегда рады новичкам. Творческий человек тут быстро найдет единомышленников и друзей, а при определенной доле трудолюбия и таланта — признание тысяч людей. Помимо морального удовлетворения, некоторым сценерам удается получить хорошую работу: многие крупные компьютерные компании рассматривают демосцену как источник перспективных кадров.

Виды демотворчества
За годы существования в демомейкинге сложились свои «жанры», по которым классифицируются создаваемые произведения.
Мегадемо: так называют большую демку, состоящую из нескольких частей. Части могут загружаться поочередно автоматически или требовать от пользователя нажатия клавиши «Space». По сути, мегадемо — это множество маленьких дем, собранных в одну. Хорошо смотрится, когда имеет определенный сюжет.
Интро: в противовес мегадемам это программы небольшого размера (обычно до 64 Кбайт). Здесь важнейшую роль играет мастерство кодировщика. Интро разделяют на 64-, 16-, 4-килобайтные и 512-байтные. Чем меньше объем, тем тщательнее нужно оптимизировать код, чтобы вместить в интро максимум эффектов. Практически все интро пишутся на чистом ассемблере, так как только на этом языке можно добиться оптимальной производительности.
Трекмо: демо, в которой все эффекты синхронизированы под музыку. Обычно такие вещи смотрятся на ура, но для авторов это кропотливая работа — ведь каждое действие нужно рассчитать посекундно.
Дентро: что-то вроде демо к коммерческой игре. Задача дентро — ознакомить людей с готовящейся демкой (обычно большой и долгожданной), завлечь описанием того, какие в ней будут эффекты и «фишки». Может быть оформлено в виде текстового превью с несколькими картинками и фоновой музыкой.
Текстро: интро, созданное для того, чтобы сделать какое то объявление (например, о появлении новой BBS или готовящемся мероприятии). Отличается большим количеством текста и простеньким эффектом.
Крэктро: то, с чего, собственно, началась демосцена. Крэктро — это интро, вставляемое во взломанную кракером игру. Характерными элементами являются чит-меню и скроллинг, в котором передаются приветы другим группам. Большой художественной ценности обычно не несет и в последнее время на платформе PC практически не используется.
ASCII-демо: экзотический вид демо в текстовом режиме. Все эффекты основаны исключительно на ASCII-символах.
Слайдшоу (GFXpack): когда у художника набирается достаточное количество картинок, он может выпустить их в виде слайдшоу-программы. Это своеобразный сборник графических работ, демонстрируемых последовательно или из меню, часто под музыку.
Музыкальный диск: музыканты, как и художники, тоже иногда делают сборники своих шедевров. На каждом из таких дисков есть навигационное меню, с помощью которого можно легко найти любое произведение и информацию о нем. Иногда музыканты и художники кооперируются и выпускают совместный проект.
Дискмаг: мультимедийный журнал, обычно посвященный демосцене, но иногда и отвлеченным темам. Плюсы по сравнению с обычными изданиями — удобная навигация, множество опций (включить/выключить/выбрать музыку, определить цвет текста/фона, выбрать скин), музыкальное сопровождение, масштабирование иллюстраций (в тексте они небольшого размера, но достаточно навести курсор и нажать, как картинка увеличится до экранного размера). Минус лишь один: такой журнал можно прочитать только на компьютере. Самыми известными дискмагами являются Hugi, Pain и Shine, общий объем текстов в каждом из них достигает мегабайта. Все они — на английском, международном языке демосцены. Выпускаются дискмаги нерегулярно, по принципу «as is», но даже самые объемные издания выходят не реже раза в полугодие.
Демопати

Поскольку основы демосцены были заложены еще пиратскими группами, которые начали делать различные эффекты во всевозможных crack-intro для поднятия собственного статуса, сама демосцена не могла обойти стороной "соревновательность". Именно поэтому, практически с самого момента зарождения демосцены, появились демопати — мероприятия по встрече демомейкеров (demomakers), совмещенные с конкурсами работ.
Отличие демопати от обычных фестивалей искусства состоит в том, что работы, зачастую, доделываются непосредственно на демопати и это является частью процесса мероприятия. Кроме этого, крупнейшие демопати, обычно, проходят несколько дней (чаще всего 3-4) и одновременно являются пристанищем демосценеров с разных стран (для этого есть специальные спальные места, где можно спать в спальном мешке).
Программа демопати состоит из большого количества конкурсов — начиная от музыкальных и заканчивая демонстрацией демо.
За первые места организаторы дают всевозможные призы (На Assembly за первое место в номинации "мегадемо" — приз около 5 тыс. евро).
В последнее время, на волне уменьшения рядов демосценеров, организаторы демопати, чтобы привлечь посетителей, стали устраивать соревнования по компьютерным играм, что не находит поддержки в рядах демомейкеров. Некоторые демопати даже отошли от своих изначальных корней, превратившись практически полностью в LAN-пати.

Демосцена в России
В России расцвет демосцены пришёлся на 1996—1999 год, когда в Санкт-Петербурге и Москве проходили такие соревнования «демопати» (demoparty), как Enlight и Bytefall, FunTop. «Второй эшелон» демопати в 1999—2006 возглавила демопати Paradox в Ростове-на-Дону, а также в других городах: CAFe (г. Казань), ASCII (Ижевск), Di-Halt (Нижний Новгород) и Chaos Constructions (Санкт-Петербург).

Значительная часть участников демосцены в России нашла себя в создании игр, дизайна, музыки и компьютерной графики.

Итак, демосцена развивается и ныне достигла уровня огромных международных слетов. Интро, при всей своей легкости, подчас восхищают больше, чем неподъемные мегадемо, компьютерная графика стала настолько изощренной, что с первого взгляда ее трудно отличить от фоторабот. Что же дальше? Групп, информационных сайтов становится все больше, общение все интенсивней. Можно с уверенностью сказать: до тех пор, пока демосцена будет оставаться некоммерческой, она будет развиваться. Логично предположить, что интро со временем отойдет на второй план, станет уделом фанатов и высококлассных программистов, оттачивающих свое мастерство, станет очень редким, элитарным видом искусства.
Качество демо будет напрямую зависеть от новых технических возможностей, но уже сейчас ясно, что PC-сцена будет расти экстенсивно вплоть до появления новой платформы.