10 самых перспективных рэпперов страны. версия rap.ru
они еще не звезды, но обязательно станут ими. а если не станут – обвиняйте в этом кого угодно, кроме нас. потенциал-то у них в наличии. сегодня мы представляем вам список самых перспективных рэпперов страны – версия rap.ru.
на что мы ориентировались, составляя этот шорт-лист? да, в том числе и на пресловутые skills и flow – но далеко не в первую очередь. в стране, где число потребителей рэпа все еще невелико (да и те чаще несут деньги не артистам и лейблам, а интернет-провайдерам – и качают, качают...) залогом успеха является умение понравиться обычному человеку. который пусть и не знает, из какого района нью-йорка родом busta rhymes, но сыт попсой и не прочь послушать что-то отличное от формата mtv.
залогом успеха зачастую является способность шагнуть за рамки жанра. не обязательно (мы бы сказали – нежелательно!) при этом начисто забывать о канонах хип-хопа и старательно подражать "фактору-2". есть же и достойные примеры успешных рэп-проектов. мы выбрали десятку тех, кто по нашему скромному мнению сможет пополнить их число.
осталось пояснить, как мы отделяли уже состоявшихся артистов от потенциальных звезд. поступили просто – у кого уже есть альбом, тех не рассматривали. исключение сделали всего для одного артиста, считаем, что обосновано. но, кажется, достаточно предисловий.

гуф
журналист "rolling stone" георгий мхеидзе однажды охарактеризовал гуфа так – замоскворецкий подонок, который попробовал в этой жизни все и которого все это заебало. он поэт, чем-то напоминающий дельфина времен "глубины резкости". гуф высоко котирует nas'а и сам созвучен лирике куинсбриджского мс. треком "новогодняя" он впервые громко заявил себе среди рэпперов; полтора года спустя растиражированные радио next "сплетни" слушают даже пацаны в "девятках". и это еще не предел.
гуфу респектуют представители московской интеллигенции, журналисты, творческие люди, для которых подобные опыты со здоровьем весьма и весьма характерны. на днях автор этих строк разговорился с dj groove – и тот восторжено отзывался о творчестве гуфа, выделяя в первую очередь лирику (музыка, на его взгляд, могла быть иной)
правда, реализации безусловного таланта могут помешать проблемы нетворческого свойства – предсказывать и прогнозировать что-то в случае гуфа сложно. но бесспорно, что дебютный альбом, намеченный на осень, станет событием. кстати, говорят, что в москве уже можно приобрести какой-то материал гуфа, выкачанный в интернете и заботливо нарезанный на болваночку.

змей

если человеку нравится каста, то он радуется нередкому появлению змея в их треках, а также концертам. если же трио ростовчан приелось слушателю или, по его мнению, сдулось/продалось/еще какая-нибудь чушь, то он непременно укажет, что осталась одна надежда в недрах объединенной касты – змей.
ростовский двухметровый мс, конечно, украшает выступления влади, шыма и хамиля, но гораздо интереснее представлять, что может его ожидать в будущем. ведь змей только в самом начале творческого пути. потенциал этого "великана", как нам кажется, был раскрыт альбомом "кипеш" лишь на самую малую толику. и самое ценное в альбоме – куплеты змея.
не секрет, что сильная творческая составляющая – только полдела для успеха. но когда в наличии еще и яркая харизма, запоминающаяся внешность, интересный тембр голоса, то можно уже всерьез говорить о звездных перспективах. змей получает опыт в "боевых условиях", участвуя в гастролях, интервью и публичных акциях группы каста. такой экспириенс бесценен. поэтому ожидаем его первого настоящего соло-альбома. с нетерпением ожидаем.

st1m

он сражал остроумием, техникой и хорошей наглостью на интернет-баттле hip-hop.ru. он выказывал способности не только весело поливать грязью оппонентов по фристайлу, а еще и делать песни. но альбом его группы вистанция разочаровал. st1m с этой пластинки и st1m из интернет-баттлов оказались настолько непохожими людьми, что, казалось, они даже не знакомы.
сам русско-немецкий рэппер дает этому казусу следующее объяснение: "материал это старый, записанный задолго до моего появления в интернет-баттлах, где я как раз и почувствовал вкус к хип-хопу, где и обрел себя как рэппер".
однако, ситуация волшебным образом поменялась. декларировавший в интервью нашему сайту свое желание попасть на shady records, st1m неожиданно стал артистом лейбла king ring, начальник которого – серега – видимо, действительно "стал совсем как эминем". спасибо снова нужно говорить интернету – одно из сетевых сражений, судил которое как раз серега, завершилось убедительной победой st1m'а. после чего и родилось предложение о сотрудничестве.
какие возможности этот ход откроет перед рэппером из немецкого городка висбаден? со слов самого st1m'а, работа над альбомом начнется уже скоро. подход серьезный: выбрали арранжировщика, отбирают минуса, а в конце июня начнется запись. результат предсказать непросто, но мы верим в объективный талант st1m'а и надеемся, что способности и ресурсы сереги помогут как можно полнее данный талант раскрыть.

баста

человек, который делает народный хип-хоп: с припевами и гитарными переборами, что с давних пор считаются волшебным ключиком к русскому человеку. баста пока не показал ничего выдающегося как мс, у него достаточно простые рифмы и ничем не потрясающие тексты. он берет другим: распевной читкой и понятной каждому романтической тематикой.
не страшно предположить, что шансы на массовую популярность у басты самые высокие из нашей десятки. первый альбом, содержащий материал середины 90-х, уже принес ему ротации муз-тв. не забывайте о поддержке радио next – это фактор может и не решающий, но уж всяко не бесполезный.
баста умеет оказываться в нужное время в нужном месте. это умение привело его в самый закрытый и популярный среди олигархов, деятелей культуры и шоу-биза клуб "газгольдер". получается, ему не надо доказывать что-то культурной верхушке, не надо возить диски на рецензии – он уже общается с ними напрямую, у себя в клубе. и уже давно обласкан вниманием.
баста реализуется и в текстах богдана титоимира, и в текстах других артистов газгольдер рекордс – лейбла, который создан для продвижения артистов клуба. если ему хватит терпения, то он может стать действительно популярным, не в последнюю очередь благодаря "посетителям газгольдера". баста уверяет, что у него еще много готового материала и грозит выдать следующий альбом уже осенью (первый вышел весной).
препятствий на его пути к славе не так уж много. первое – думается, что именно рэпперы такой продукт не оценят, слишком уж компромиссным получается его рэп. ну а второе, не относящееся к музыке – баста страдал ровно тем же недугом, что и гуф. в родном ростове он был в некотором роде культовой личностью – о его прошлом до сих пор рассказывают легенды. изцелиться одним махом тут невозможно; вся жизнь после героиновой зависимости – это непрерывная борьба с самим собой и своим прошлым. пожелаем басте удачи как в жизни, так и в творчестве. должен же и у нас быть свой nelly?

батишта

участник братьев наличных, хайпмэн децла и лигалайза, мс набирающей популярность группы банд' эрос – отличный послужной список. тем не менее, батя, как называют его друзья, заслуживает большего. его амплуа – настоящий поп-рэппер в наилучшем смысле этого слова.
батишта олицетворение настоящего mc для клубов и развлечения. то есть для того, с чего и начинался хип-хоп. его внешность, движения, перфоманс – все соответствует самому высокому уровню. он прекрасно входит в нужную роль – будь то клубная вечеринка или стадион. ему не надо доказывать что он "настоящий", это лишает его того груза ответственности, что лежит тяжелым бременем на плечах многих русских mc.
есть у него еще и необходимое качество для человека, стремящегося к успеху, - это амбициозность и энергия, которой можно позавидовать. классическая история - парень из глубинки добился всего сам только благодаря своей пробивной силе. долго был в тени: сначала панса, которому помогал с текстами; потом децла и лиги, для которых так расшевеливал публику, как никому не мечталось. пора бы уже показать, что многого достоин и как самостоятельная единица.

нигатив

появление этого человека в списке "подающих надежды" кому-то покажется не вполне уместным: все-таки к начинающим артистам его отнести нельзя. за плечами два альбома в составе триады, а со дня на день выйдет и дебютный двойной сольник.
объясним его присутствие здесь тем, что на наш взгляд нигативу еще очень далеко до собственного потолка. более того – он все еще в начале пути. изрядная техническая оснащенность; не замеченное ранее, но вдруг появившееся на "точке росы" умение делать песни, грамотно чередуя рефрены, куплеты и распевки. наконец-то очертившееся свое лицо: на альбомах триады он не раз давал поводы для сравнений – то с method man, то с кастой и krec одновременно. еще один козырь нигатива – впечатляющие плодовитость и работоспособность. не путайте с графоманством – это когда сочиняют много, но такого, что лучше бы не переводили бумагу. тут диаметрально противоположный случай. возможность убедиться у вас есть – не пропустите сольник.

noize mc

прелесть нойза в его мелодичности. даже в самом стебовом тексте нойза можно услышать, насколько тот музыкален. его, так же как и батишту, нельзя загонять в какие-то рамки. так же легко, как и с микрофоном, он обращается с гитарой и участвует в панк-группе. сегодня в рэпе не хватает именно музыкальности – noize тот, кто может привнести ее в жанр. тут, пусть не покажется это сравнение кощунством, хочется провести параллель с михеем (еще можно вспомнить и о эйсиде, но к тому это относится в меньшей степени) – он тоже был mc, который мог сделать любой припев незабываемым.
легкая манера читки, умение рифмовать на ходу, страсть к заимствованию хитовых хуков – все это идет нойзу в плюс. один из немногих настоящих фристайлеров, он сочиняет на лету, при этом очень даже неплохо. на него уже обратили внимание большие дяди – все прошлое лето он вел фристайл-конкурсы на всероссийском фестивале snickers urbania и будет вести в этом году, а его коллеги по туру, влади и хобот, отзывались о творчестве нойза только в превосходных степенях.
как часто и бывает, недостатки нойза являются продолжением его достоинств. недруги ставят ему в вину незамысловатость текстов, рифм и творческую всеядность. да, есть и это. с таким багажом не стать культовым андеграундным мс с кружком верных смурных поклонников. но вряд ли noize mc ставил такую цель.

maestro a-sid

практически честь, ум и совесть нынешнего хип-хопа. взрослый человек, варящийся в хип-хопе дольше, чем любой из указанных нами мс. начинал еще с стдк, сейчас – практически четвертый участник популярных krec. и тем, и другим, и еще бесчисленному количеству других он только помогал, разукрашивал их песни в новые, яркие цвета. а концертные выступления последних без участия эй-сида сильно проигрывают той феерии эмоций, когда он все-таки появляется на сцене.
из толпы мс, помимо безусловных умений, его выделяет основной стержень собственного творчества – позитив. нет, конечно, a-sid умеет поддать и пошляка и грубияна, но в целом его амплуа – добряк, который читает рэп, поет или изображает вертолет исключительно в свое удовольствие. беда в том, что этот легко идущий на контакт певец/мс/битбоксер (кстати, один из лучших в стране) совсем не обеспокоен своей карьерой. как и большинство рэпперов в россии, он реализуется в другом, а хип-хоп – для души. у эй-сида еще получается и от души.

каже обойма

темная лошадка. в активе – протекция уже состоявшейся питерской флэйвы в лице смоки мо, который написал для его альбома 95% битов, и umbriaco. к тому же сейчас каже – одна из главных надежд молодого, но деятельного питерского лейбла mdu, который в скором времени обещает выпустить его дебют.
что касаемо его творческой манеры, то поначалу тут все кажется предельно просто – method man как он есть. сходством с tical славились и другие отечественные мс: капа из сбл, нигатив из триады. таков с первого взгляда и каже. собственно, большого греха тут нет, method очень любим у нас и объект для подражания вполне приличный. но обойма очень трудолюбив и жаден до микрофона – это помогает ему преодолевать подражательство.
его особенность – запускать свой текст, как снежок, вперед и бежать за все обрастающим метафорами комом. смоки аттестует каже обойму предельно серьезно: "псих, уличный мэн, курит дрянь, бухает как сатана, ебёт тёлок – как носки меняет. о том и читает".
когда у нас таких молодцов не любил слушатель? если он сделал альбом соответствующим энергичному определению от мо, то должна получиться прелюбопытная пластинка.

5 плюх
5плюх – редкое явление, выходец из абсолютно андеграундного образования 43 градуса, который уже сумел достичь известности в рэп-кругах. знаете, когда лигалайз называет вас тем, кто придет ему на смену – это дорогого стоит. но его рэп, несмотря на всю изысканность, никогда не станет популярным в массовом сознании. 5 плюх надо расслушать, а это сразу отсекает часть аудитории, готовую усваивать только то, что лежит на поверхности.
тем более, сам 5 плюх стремится сделать свой звук грязным, тягучим и вязким, а тексты – более изощренными, глубокими, нарочито тяжелыми. нам кажется, его время наступит тогда, когда аудитория маргиналов от хип-хоп заметно расширится и тогда у нее будут свои герои – "не из телевизора", такие как 5 плюх. до этих дней и хочется дожить.