http://s54.radikal.ru/i145/0808/63/793944812636.jpg

Выпускающий лейбл: ?
Дата релиза: 29 февраля

From: Андрей Михеев <rapstyle2006 @ gmail.com>
To: MaryJane <mjkrasnodar @ gmail.com>; Олег Романченко <********@****.ru>; Антон Белогай <*****@****.ru>

Привет!

Я помню, что обещал рассказать вам о первых впечатлениях от «Эксперимента» через день-два после того, как прослушаю. Не вышло, слушаю уже неделю, а все равно ощущение, что еще не все понял и не все оценил. Какой-то у вас, видимо, слишком грандиозный альбом получился :).

Мне он, вообще, сразу понравился. Более того, мне он нравился и два с половиной, наверное, года назад, когда вы привезли в Москву болванку с шестью что ли треками. Уже тогда каркас альбома стал понятен: там были и сам «Эксперимент», и «Неслыханно», и «Так и живем», и «По ту сторону компакта», и «Моя личная библия», и «Я как будто один»… Думаю, вы не будете спорить с тем, что это, так или иначе, ключевые треки альбома.

И вот я начал слушать готовый продукт – и понял, что, несмотря на подготовленность к вашим экспериментам, мне катастрофически мало двух-трех дней, чтобы сформулировать свои впечатления во что-то удобоваримое и читабельное. Я сначала вообще слушал его только дома на колонках и на второй, наверное, день пришел к выводу, что для меня альбом превратился в 70 минут монолитного звучания, которое я слушаю точно так же, как обычно американский рэп: отключая знание языка и не вслушиваясь в текст. Я действительно за несколько десятков прослушиваний запомнил из новых для меня треков разве что чудесную строчку «Мы преданы только правде и теми, кто слаб был» из «Я пуст».

Эта песня быстро и стала моей любимой: пожалуй, именно в ней лучше всего проявилась главная черта Антона как МС: фееричная техника, которая, как ни странно, не мешает смыслу. По этому параметру он может сравниться в России разве что с Нигативом из Триады. У остальных либо тексты какие-то не очень взрослые (в последнее время это определение для меня более важно, чем «умные»), либо на технику не делается акцент. Но. Знаешь, Антон, появилась мысль, что сочетание техники и смысла опасно. Был бы ты автомобилем, ты бы смог разогнаться до 300 км/ч, но при этом у тебя был бы багажник, в который помещались бы пять мешков картошки (точнее – содержимое книжного шкафа). По отдельности – отлично. Вместе – не факт. Ведь известно, что при наличии неограниченных возможностей лучше иметь несколько автомобилей: один – для города, второй – для длинных поездок, третий – для впрыска адреналина. И я, честно сказать, думал, что ты примерно так и поступишь со своим раздвоением: и в итоге русский рэп получит как battle-MC Хайда с отточенной техникой, так и Тохаля, который может написать, например, спокойно-размеренный шедевр «Моя личная библия». А на «Эксперименте», кроме 1-2 треков, нельзя отделить, грубо говоря, кач от лирики. Круто? Безусловно. Оптимально? Не уверен. Даже если я долгое время не воспринимал тексты, не факт, что целевая аудитория будет в них вслушиваться.

Впрочем, после того, как я прослушал альбом в плеере, все, конечно, чудесным образом поменялось. В очередной раз я оценил нестыдно-гордый эмо-рэп «Я как будто один», совсем хорошую песню «Читай со мной» и два трека, которые отлично дополняют друг друга: «Мне бы в руки молнию» и «Список подвигов». На примере «Молнии», кстати, родились интересные выводы. Знаешь, Антон, ведь этот трек отлично демонстрирует, чем ты отличаешься от большинства русских рэпперов. Если бы они писали подобный wannabe-трек, у них он назывался бы «Мне бы в руки чиксу» или в особо запущенных случаях «Мне бы в руки ствол». А у тебя:

Эх, мне бы в руки молнию.
Эх, мне бы силу волн.
Эх, мне бы волю ветра.
Эх, мне бы быть там где-то,
Чтобы сотворить чудо.

(«Мне бы в руки молнию»)

Слушая подобные треки, как-то невольно задумываешься о вещах более важных, чем весь наш с вами рэп. Респект за одно это. А еще – за «…они вслед плюют нам, значит, мы впереди…» из «На радио». Ну а есть на альбоме строчки, которые и вовсе подозрительно попахивают гениальностью:

Тот прав, кто правдой по праву правит. Так, брат!
Тот слаб, кто слабость чует и прячет за клыками.
Тот крут, кто читает рэп? Увы, не так, друг.
Рэп крут тогда, когда его тот, кто прав, читает.

(«Я пуст (Страх брошен)»)

Кстати, очень странно, что эмоционально и интонационно очень яркие куплеты Антона звучат на фоне если не пластмассово-синтетической, то явно неживой и сильно компьютерной музыки. Олег, я помню, как ты мне три года назад говорил, что хочешь сделать современный альбом и рассказывал, почему Neptunes и Timbaland – это круто. Я тогда, признаться, сильно испугался. Оказалось, зря. Конечно, можно на альбоме услышать что-то от западного рэп-мейнстрима 2005-2006 годов, но при этом все потенциальные обвинения в закосах ты как-то сразу резко отмел электронностью звучания. Ну а на любые слова про «баунс», на которые ты мне жаловался, можно вообще смело плевать откуда-нибудь очень свысока. Тут даже не пахнет dirty south.

Вот только я не понял, зачем вам на альбоме гости. Если бы это был сольный альбом Антона – точнее, окей, вашего дуэта – никто бы, кажется, не расстроился. В любом случае с YG вам не удалось достичь такой категории, как chemistry, о которой так часто в интервью говорят буржуазные рэпперы; ST1M лишь оттеняет талант Хайда (можно даже вспомнить классику: «…есть сигареты, а есть сигары: что-то модно, а что-то вечно»); к треку с Nonamerz сложно придраться, но это типичный mixtape joint, не очень понятно, что он делает на альбоме. Ну а «гостевые» участия Пино вообще, уж извините, раздражают.

А что совсем уж мне непонятно, так это то, почему нельзя было за два года переписать текст заглавного трека, очистив его от намеков на так и несостоявшийся совместный трек со «Шпалопропиткой». Ну пусть останется на вашей совести – в любом случае, надо же мне было к чему-то придраться на альбоме? :)

Олег, помнишь, ты у меня неделю назад спросил, сколько бы я поставил альбому по десятибалльной шкале? Я тогда, кажется, ответил, что 7 или 7.5. Я тогда просто в плеере его не слушал. Мы тут, вообще, оценки не привыкли почему-то ставить в рецензиях, но, пожалуй, в контексте русского рэпа «Эксперимент» должен получить от 8.5 до чуть ли даже не 9.