Дата релиза: 27 августа 2007 года
Лейбл: Gazgolder / Монолит
Есть два способа развития: эволюционный и революционный. Объяснять разницу между ними, надеюсь, нет необходимости. Но мои любимые примеры из отечественного рэпа для большей ясности привести можно. Эволюционный путь, например, избрала «Каста»: да, между Wu-alike релизом «Трехмерные рифмы» и «Фениксом» Хамиля или последним синглом «По Приколу» большая разница, однако во всем этом чувствуется единый стиль, во многом благодаря характерному звуку Влади. И никаких резких поворотов на творческом пути «Касты» не замечено. Противоположный пример - «Дымовая Завеса», которая после экспериментального и сильно опередившего время релиза «без контрацепции...» перешла сначала к более легкому звучанию «Вы хотели правды?», а потом к совершенно иному, более жесткому стилю «Взрывного устройства» и, тем более, «Этажей».
Баста - еще один пример революционного, ураганного развития. Если кто забыл, напомню, что этот исполнитель начинал свою карьеру в составе «Объединенной Касты» под именем Баста Хрю, потом на долгое время пропал из поля зрения, после чего неожиданно всплыл в Москве, попав в не самую открытую тусовку «Gazgolder». Его первый альбом, названный без особой зауми «1», получился вполне radio-friendly, однако слушать его с позиции русского рэпа было, скажем прямо, непросто. И свою роль играл здесь даже не столько стиль Басты, находящийся где-то рядом с хип-хопом, но не до конца попадающий в его каноны, сколько, называя вещи своими именами, попсовость его материала.
Тем удивительнее было слышать для меня, например, от Джипа из D.O.B. Community, человека, известного своей ярой приверженностью андеграунду и неприятием всего форматного, примерно такие слова про Басту:
- Это один из самых лучших исполнителей, которые появлялись у нас в рэпе в последнее время!
- Макс, ты уверен, что мы говорим об одном и том же исполнителе?
- Да, тот самый Баста.
- Ты точно слышал его альбом?
- Да, но это не важно. Тот материал, который он сейчас готовит, взорвет все просто. Мы даже сейчас трек совместный пишем.
Это было, извините, в июне 2006 года. Я был в полном шоке и до конца не мог поверить собственным ушам. Чуть позже подобные отзывы о загадочном «новом материале» Басты я услышал от нескольких других небезызвестных вам друзей, которых сложно было упрекнуть в привязанности к музыке, звучащей по радио.
Прошло больше года - и вышел второй альбом Басты, который с первым объединяет разве что концепция простоты названия. Да, его мультижанровое творчество до сих пор не совсем вписывается в рамки русского рэпа; впрочем, русский рэп - не самый лучший жанр для соблюдения рамок. В остальном же - ничего общего с первым альбомом.
Даже главный хит «Мне Нужен Бит», начинающийся, напомню, со строчек «Эй, маэстро, врубай ретро, теперь это модно...», - вовсе нестыдный, а совсем даже наоборот мощный, но при этом неглупый headbanger. Следующая песня с вокалом МакSим, конечно, не столь идеологически чиста с точки зрения какого-нибудь underground-true-style-ценителя, однако та же МакSим (уж простите ей более чем полуторамиллионные продажи дебютного альбома) - очень талантливая певица. Ну и вообще, объяснять элементарные вещи как-то не очень хочется.
Зато обратите внимание, какие видео добавлены бонусом на альбом: «Внутренний боец» и «Чайный пьяница». Кто не видел, поищите на YouTube, оцените звучание и стилистику и, пожалуй, забудьте о слове «попса» в отношении Басты. Можно долго рассказывать о каждом треке этого альбома - и о веселом «Ну его на», и о двояком «Бейби бой», и об эпической «Войне», и о мощнейшей «Верочке». А можно просто констатировать и принять тот факт, что перед нами один из лучших альбомов в нашей хип-хоп-культуре на данный момент. И прекрасный пример того, как качественный, серьезный, разнообразный рэп может продаваться тиражами выше, чем цифры тех исполнителей, которых вы привыкли презренно называть «попсой».
Дела говорят сами за себя. Вот это я называю революционным развитием карьеры. А ведь впереди вас еще ждет альбом Ноггано.
wwwhiphop.ru