Альбом которого ждали - наконец-то в наших руках. Концептуальный дизайн и красноречивое название - «Американщина».
Если честно, то насчёт Дениса «Карандаша» Григорьева у меня были не самые приятные воспоминания личного характера.
Мы пересеклись в марте 2002 года в Санкт-Петербурге в клубе «Полигон», где Мал-Да-Удал устраивал концерт-презентацию рэп-сборника. Тогда на выступление были приглашены Умбриако из Питера, Шнель Шпрехен из Харькова, Банги Хэп из Николаева и Район Моей Мечты из Чебоксар и Нижнего Новгорода. Народу на акцию подтянулось мало, уже тогда все боялись скинхедов.
Ожидая начала выступлений, мы «шарились» за сценой, и я подошёл к парням из Района, чтобы познакомиться. Однако, когда я представился, то услышал в ответ (как потом оказалось, именно от Карандаша), что, мол, «мы хедлайнеры, а вы здесь кто такие?». После этого разговор закончился не начавшись, поскольку Карандаш и товарищи отвернулись к девочкам, сопровождавших их.
Во время выступления не добавил оптимизма и уважения тот факт, что в сторону немногочисленных зрителей от Района Моей Мечты полетели слова: «А чего это вас здесь так мало?».
Короче говоря, после этих событий я как-то не сильно внимал этой команде, хотя их песни мне нравились, особенно первый альбом «Молниеносные Квазары».
Когда по прошествии времени я узнал о том, что именно Карандаш первым покинул коллектив и ушёл в сольную карьеру, мне стало интересно, каким именно образом ему удастся выстроить её, ведь Район был на то время раскрученным брендом, а что представлял собой Карандаш в единственном лице?
Поэтому я отслеживал то, что он выпускал. Первый альбом вышел в 2003 году и назывался «Уценка 99%». Меня он не особо впечатлил, в основном благодаря таким трекам, как «Ставлю Двойку», «Бой Петухов» и «120 $».
Я начал проявлять интерес к его творчеству со второго диска, который носил название «Безымянный Альбом». Этот альбом был более крепким и цельным - было видно, что Денис поработал над собой и своим стилем написания песен.
Тогда же я отметил одну особенность, которая так мало присуща отечественным рэпперам. Этой особенностью является поиск ответов и копание в собственной личности и в собственном «Я». Причём в некоторых местах довольно откровенное. Если честно, то такого именно от Карандаша я не ожидал, и этим он меня приятно удивил. Да и, наверное, не только меня, судя по ажиотажу, развернувшемуся в Интернете вокруг его третьего сольного альбома «Американщина».
А теперь переходим непосредственно к главному, к рецензии на альбом.
Обложка выполнена просто и со вкусом. Наглядный пример - ничего лишнего. На белом фоне готическим шрифтом набрано имя артиста, сверху на имени микрофон, а обрамляет всё это флаг в традиционных американских цветах.
Правда, одна маленькая деталь придаёт всей композиции именно ту завершённость, на которую и рассчитывали создатели. Вместо звёздочек на флаге размещены мелкие серпы и молоты, что сразу подсказывает идею такого названия, которую и сам Карандаш озвучивал в своих интервью: полупародия на американский рэп и повальная среди отечественных рэп-исполнителей мода на «американское» звучание и исполнение.
1. Intro
Настоящее вступление. Из тех, которые делаются цельным треком, а не набором непонятных звуков, лишь бы что-то было.
Чётко продуманно всё: от собственного представления, рассказа о рождении треков, аудитории и до логического завершения - подготовки к началу альбома. Музыка вполне гармонирует с текстом - не напрягает и создаёт очень аккуратный дополнительный фон. Очень уместно и красиво звучат в конце трека скретчи.
В общем, одно из самых красивых интро, которые я когда-либо слышал!
2. Прёт! feat. Спарцмен
Один из самых ударных и качёвых треков. Вроде бы без особого изыска и темпа, но размеренно и уверенно эта песня захватывает и заставляет прыгать и качать головой в такт музыке. Коротко говоря, песня о том, кому что нравится.
Очень удачно и в тему оказался Спарцмен, придав нужное дополнение всему треку, грамотно разбавив его. Карандаш упоминал, что изначально в этом треке планировалось участие МС Молодого, но не сложилось. Думаю, что Спарцмен совсем неплохо заменил его.
3. Американщина
Заглавный трек альбома. Центровая фраза: «Привет из России, нигга!» - ответ Карандаша Паффу Дэдди или Пи Дидди в ответ на украденный бит.
Текст - высший пилотаж! Огромная доля юмора и иронии по поводу «американизации» творчества наших доморощенных рэп-исполнителей, а также самоирония Дениски по поводу пролёта собственного творчества. Музыка просто хороша и весьма в тему - может отлично вписаться в клубный формат. Снова весьма неплохой скретч на припеве.
4. Переходы
Лирическая песня о том, что скрывается от солнца под толщей земли. Описание картинок из жизни обитателей подземных переходов как знаковое явление не только Москвы, но и всех остальных мегаполисов. Очень удачно совмещён женский вокал с читкой Карандаша в припеве. Музыка плавно и гармонично подчёркивает текст песни.
5. Не Пытайся Быть Мной feat. Варчун и Dime
Такой себе репрезент наоборот. Это когда каждый исполнитель описывает, кто он такой, с употреблением моментов из биографии, которые по идее должны оттолкнуть от него, а не вызвать желание быть похожим на кумира, как того хотят многие фанаты. Dime с образом здесь справился лучше всех. Музыка слегка «задалбывает» своей «закольцованностью», но в целом трек неплохой.
6. Баста, Карапузики!
Если честно, то эта песня меня весьма повеселила. Суть её в том, что 27 апреля (не знаю какого года) у Карандаша был концерт, на который пришло всего лишь несколько человек. Центровые фразы: «А вот пустой, тёмный зал - это русский триллер!» и «Песня за песней - просто репетиция. Впервые пожалел, что мой концерт так долго длится».
Надо отдать должное Карандашу: он не постеснялся сделать этот эпизод из своей карьеры достоянием общественности и очень иронично всё описал - немногие на такое способны! Похоже, что злой рок непосещения его концертов преследует его, но несмотря ни на что Денис не унывает!
Музыка минимальная и минорная - а хули веселиться?!
7. Моё Оружие
Вероятно, очень личный для Карандаша трек. Смысл песни состоит в том (и таких идей я пока ещё не встречал), что его женщина - не только вторая половина, но и его оружие. Весьма неплохие лирические стихи - прямо посвящение той самой, единственной.
Центровые фразы: «Моя женщина - моё оружие» и «Но каждому мужчине нужно, чтобы рядом с ним было главное оружие».
Музыка очень плавная, как и подобает такому случаю, когда кавалеры приглашают даму на танец.
8. Просто Любите Музыку (skit)
Необходимое вступление перед следующим треком.
9. Критики
Песня посвящается хейтерам творчества Карандаша и, наверное, таким особам, как я, которые рецензируют альбом. Надо сказать, что от Карандаша такое посвящение вышло мягким и без надрыва, что настраивает на положительные эмоции. Музыка весьма интересна из-за использования неплохого сэмпла.
10. Шевели Задом feat. Варчун
Снова поражает самоирония Карандаша и примкнувшего к нему Варчуна. Такое ощущение, что парни не боятся иногда подшутить над собой.
Здесь они сравнивают себя со звёздами рэпа, причем сравнение не в их пользу, и рассказывают, как это влияет на попытки «снять тёлку» в клубе. В музыке использованы сэмплы из 50 Cent, но в тему и вполне умеренно.
Центровые фразы: «А меня зовут за глаза враги «Зубастым», «Может, я и придурок, но зато честный», «И пусть я страшнее, чем восставший из ада» и так далее.
11. Я Не Знаю feat. Dr. N-Drey
Текст песни построен на противоречиях и сомнениях. Красивая мелодия отлично подчёркивается читкой Карандаша и Доктора Андрея.
12. Хорошо feat. Яна Крошкина
Автобиографический трек, в котором Карандаш рассказывает об этапах своего «большого пути», где, несмотря на проблемы и трудности, всё заканчивается хорошо. Оптимистический и немного грустный настрой в этой мелодичной песне также задаётся великолепным вокалом Яны, который здесь весьма уместен.
13. Я В Клубе
Снова ирония, теперь по отношению к модным посетителям ночных клубов, для которых главной целью является «выгулять» себя в модной «шмотке». Музыка в припеве несколько дисгармонирует с текстом, не хватает усиления.
14. Части Тела
Интереснейшая интерпретация того, как проходит жизнь, отражаясь на частях тела человека. Ближе к концу трека поднимается вопрос о смысле жизни: что ты оставишь после смерти, кроме своего тела? Весьма поучительна философия познания себя через призму бренности всего сущего.
В конце трека Карандаш мастерски меняет интонацию читки, переходя на декламирование, а потом и вовсе на вкрадчивый шёпот. Я такое встречал только у профессиональных дикторов и актёров, которые озвучивают кинофильмы.
Однозначно, респект - за исполнение и смысловую нагрузку в тексте! Прекрасный трек!
15. П*здатый Бит
Ещё один из самых лучших треков этого альбома. Бит действительно такой, как в названии песни. Это точно. Также точны фразы и сравнения в тексте. Честно и откровенно. Когда уже ничего не остаётся, есть только бит.
Центровая фраза: «Ведь русский рэп хуже русского футбола».
16. Прости Мне
В этом треке Карандаш открывает душу уставшего бороться и карабкаться к популярности, рингтонам и деньгам рэппера-поэта. Центровая фраза: «Иссякли силы - остались только тексты».
Вообще, песня начинается с того, что слышно, как Денис пытается подобрать верную рифму. Пишет её в блокнот, а затем пытается воспроизвести - с этого начинается музыка, и дальше он подхватывает. В общем, интересная идея и интересное исполнение.
17. Последний Лист feat. Ленин
Трек, в котором Карандаш выражает благодарность всем близким людям, которые были с ним рядом. На припеве Ленин, который когда-то был в группе Белые Братья. Честно, был удивлён, когда услышал его вокал, который очень кстати пришёлся в этом треке. Мягкая музыка создаёт приятное ощущение некоторой грусти.
18. Разговор (bonus track)
Песня о разрыве отношений. О том, как кто-то кому-то небезразличен, а кому-то наоборот противен. Но я бы последним в альбоме всё-таки поставил предыдущий трек.
Что хочется сказать в конце? Альбом производит сильнейший эффект, всё настолько цельно и гармонично сложено в одну мозаику, и при этом Карандаш настолько откровенно раскрывает в некоторых местах свою душу, что начинаешь переживать за него и понимаешь, насколько это ранимый человек. Настолько ранимый, насколько может быть уязвим настоящий поэт. А в том, что он поэт, я лично не сомневаюсь.
Моего опыта хватает, чтобы понять, что лирика Карандаша стоит того, чтобы обратить на неё внимание и пропустить её через себя. Только настоящими стихами и творчеством можно пробить в себе сознание, не опускаясь до мелких выяснений отношений, уподобляясь разным недоразвитым личностям, которым неведом путь самопознания и которые пытаются поставить себя на один уровень или выше тех, кого унижают.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальная составляющая альбома. Она, так же как и текстовая, на высоте! Вообще, редко когда удаётся выдержать в общем ключе на всем альбоме баланс музыки и текста, но в этом диске это почти везде получается.
Поэтому я не буду отмечать самые лучшие, на мой взгляд, песни с этого альбома и просто поставлю ему 5 баллов.
Думаю, Карандашу когда-нибудь всё-таки улыбнётся удача, и таких ситуаций, как в шестом треке, больше не будет. Во всяком случае, я надеюсь на это и желаю ему удачи, так же как и всем вам!
wwwhiphop.ru