За исключением дебютного альбома, не допускающему в отношении себя двух мнений, все последующие работы Nas давали поводы для споров.

Однако, столь противоречивого и неоднозначного альбома, как "Untitled", он же "Nigger", в дискографии Nas еще не было.

Предыстория альбома, надо полагать, известна всем - о том, что следующий альбом будет называться "Nigger" Nas трубил на всех перекрестках; о том, что пластинка не будет так называться, знали все, у кого в голове есть что-то похожее на мозги. Неприличное слово не могло появиться на прилавках американской розницы никаким образом, так что очевидный расчет был на пошуметь и привлечь внимание.

От его альбомов всегда специальное ощущение - их просто интересно слушать. Nas обязательно что-то такое расскажет. Разве что его неймдроппинг осложняет дело. Ведь чтобы все это правильно воспринимать, нужно знать контекст общественной и культурной жизни Америки за последние лет пятьдесят. Более насыщенный  неймдроппинг разве что в треках у Ghostface, но там он еще и вперемежку со сленгом, который, есть ощущение, понимают только он сам и Raekwon.

Nas остается редким мастером обуздать рифму. Вообще по этому показателю, по совокупности, что называется, достижений, из ныне действующих рэпперов 90-х только двое ему вровень - Ice Cube и Jay-Z. Но его последние альбомы - с кислым привкусом.

Уже стартовый трек дает понять, что все тут будет непросто. И действительно, на наших глазах разворачиваются ритуальные пляски вокруг слова "ниггер", которые и занимают большую часть пластинки. Хореографию ставит Nas-революционер, Nas-бунтовщик.

"Nas - only true rebel since the beginning", утверждает он, да только бунтом тут не пахнет. Припомните, как Nas собирался назвать "ниггером" свой предыдущий альбом, позднее перейдя к промежуточному варианту "Hip-Hop Is Dead... The N", к дню релиза утратившему последние остатки крамольного слова. Бунт - штука стихийная, а отнюдь не рассудочно-расчетливая. Протест не бывает столь цинично расфасованным. И если его мятежная душа не может смириться с тяжелым положением собратьев, то отчего же Nas выпускает такой альбом только сейчас, а не два года назад?

Давайте взглянем на вещи трезво - это такое же, пардон, наебалово, как и гангстерские саги Рика Росса. Но жирные гангстеры хотя бы забавляют. А тут? Если вы за какой-то немыслимой мудростью к Насиру сунетесь, то прогадаете. Как он расказывает свои истории? Как всегда круто. Но что в них? Околесица на околополитическую тему. Экзальтированный популизм. Может быть он и считает себя революционером, только выглядит скорее конъюнктурщиком, который осознает, что "ноги" собственного творчества слабеют и скоро не выдержат массы его амбиций. И оттого хватается за костыли скандалов: сперва "Хип-хоп мертв", теперь "Ниггер".

Вообще говоря, ничего плохого в стремлении к злободневности нет. Хип-хоп - это черное CNN, все помнят. Но поздний Nas не про злободневность, а про раздувание неких искусственных скандальчиков. Поскольку и хип-хоп не умер, просто Nas так слегка съехал к обочине. Да и расовый вопрос в США несколько сложнее, чем трактовка Nas'а - хоть и оригинальная, но не вполне адекватная и однобокая. Да и вообще, есть ли проблема, если, по уверениям Nas, "подождите 20 лет, и каждый город будет коричневым или латиноамериканским"? Ну так давайте просто дождемся этих благих дней и не будем докучать слушателям назойливой дидактикой и политиканством. 

Альбом сложный и противоречивый. Настолько противоречивый, что одинаково страшно советовать послушать и отговаривать от прослушивания. Ведь на нем есть трек "Sly Fox", где сердце Nas пылает, голос набирает громовую силу, а слова складываются так, как мало кому по плечу. Есть его бесподобный тембр, за который можно простить вообще все.

Nas и сейчас на многое способен: если послушать "Untitled", а потом G-Unit "T.O.S.", то 50 Cent и его собратья и близко не подобрались к не самому удачному альбому Насира. Да они вообще рэп читать не умеют, если уж действительно сравнивать.

Однако главная проблема Nas в том, что его альбомы перестали быть ценны сами по себе. Теперь они - приложение к скандальным названиям, попытка их обосновать. Не слишком-то убедительная.

Трек-лист
Queens Get the Money
You Can't Stop Us Now
Breathe
Make the World Go Round
Hero
America
Sly Fox
Testify
N.I.G.G.E.R. (The Slave and the Master)
Untitled
Fried Chicken
Project Roach
Y'all My Niggas
We're Not Alone
Black President

Источник: wwwrap.ru